Эффективные методы устранения смягчения согласных при дизартрии у детей

Для устранения смягчения согласных звуков у детей с дизартрией важна комплексная работа, включающая артикуляционную гимнастику и специальные упражнения. Рекомендуется акцентировать внимание на четкости произношения твердых согласных, используя визуальные и тактильные подсказки, например, демонстрируя правильное положение языка и губ.

Кроме того, регулярные занятия с логопедом помогут адаптировать индивидуальные методы работы, направленные на преодоление смягчения звуков. Создание игр и речевых упражнений в увлекательной форме также может повысить мотивацию ребенка к занятиям, что будет способствовать более эффективному усвоению навыков правильного произношения.

Консультация для логопедов «Дефект смягчения»

Сегодня в работе специалистов всё чаще появляются дети, у которых наблюдается дефект смягчения. Он выражается в неправильном произношении согласных, имеющих как твердые, так и мягкие пары. Этот дефект может быть как частичным, так и тотальным, затрагивая все согласные, за исключением некоторых звуков, таких как [ш], [ж], [ц], которые не имеют мягких пар, и [ч], [щ], [й], не имеющих твердых пар.

При возникновении дефекта смягчения у ребенка логопед должен сосредоточить внимание именно на этом аспекте, начав работу с произношения гласных звуков.

Полное устранение дефекта на ранней стадии устной речи поможет избежать проявления акустической дисграфии в письменной речи.

Коррекция дефекта смягчения осуществляется через индивидуальные занятия.

К факторам, способствующим возникновению этого дефекта, можно отнести:

  • пониженный уровень слуха;
  • недостаточное развитие фонематических процессов;
  • аномалии в строении артикуляционного аппарата;
  • проблемы с иннервацией (тонусом) мускулатуры, отвечающей за артикуляцию.

Среди дефектов смягчения выделяются следующие:

  1. Отсутствие мягких согласных в речи, когда они заменяются парными твердыми звуками (например, «дада Ванна» вместо «дядя Ваня», «пат» вместо «пять», «масо» вместо «мясо»). Это фонетико-фонематический дефект;
  2. Чрезмерное смягчение (например, «Сябякя идёть дямёй» вместо «Собака идёт домой»);
  3. Смешение мягких и твердых звуков в произношении (паралалии), когда наряду с правильным произношением наблюдаются отклонения как в сторону твердых, так и мягких звуков.

Фонематический дефект имеет свои особенности. При произнесении мягких звуков наблюдается палатализация, которая представляет собой поднятие средней части языка к твердому небу, добавляющееся к основной артикуляции согласных.

Наиболее простыми являются переднеязычные звуки [т]-[ть], [д]-[дь], [н]-[нь], которые редко нарушаются из-за схожести их артикуляции.

Переход мягкого согласного звука к твердым зависит от степени напряжения и подъема средней части языка к небу.

Ошибки в произношении твердых и мягких согласных обычно возникают из-за недостаточной акустической дифференциации и нарушений в иннервации артикуляционной мускулатуры. Работы по исправлению дефектов ведутся в двух основных направлениях:

  1. Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;
  2. Формирование правильного артикуляционного уклада при произношении парных согласных.

В процессе коррекции фонематического слуха и восприятия необходимо помочь ребенку осознать разницу между твердыми и мягкими звуками. Важно объяснить, как неправильное произношение может влиять на значение слова. В этом могут помочь графические материалы, тематические картинки и элементы двигательной активности для создания зрительного и кинестетического контроля.

  1. Подготовительный этап;
  2. Этап постановки звука;
  3. Этап автоматизации звука;
  4. Этап дифференциации звуков;
  5. Этап выработки навыков самоконтроля.

На этапе дифференциации звуков нужно особое внимание уделить работе не только на слух, но и на произношении звуков.

На первом этапе важно сформировать у ребенка понятия о твердости и мягкости. Можно использовать мячики из разных материалов для наглядного примера или кубики различных текстур. В ходе работы используется комплекс логопедических техник, который включает нормализацию мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статические, динамические упражнения, работа над дыханием, развитие мелкой моторики и так далее).

Необходимо укрепить мышцы языка и создать возможность подъема средней части спинки языка. При этом следует научить ребенка расслаблять язык, опуская его среднюю часть, и выпрямлять.

Нормализация мышечного тонуса важна для исправления дефекта смягчения, поскольку необходимо научить ребенка перераспределять напряжение в артикуляционном аппарате. Эффективными могут быть изотонические упражнения с сопротивлением, которые одновременно укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки для упражнений, при которых ребенок должен удерживать палочку с помощью языка.

В более сложных случаях может помочь логопедический массаж, с учетом необходимости соблюдения рекомендаций невропатолога. Также существует возможность самомассажа, который можно проводить индивидуально или в группе.

Не стоит забывать о важности дифференциации произношения на этапе дифференциации.

Чтобы отличить твердые свистящие звуки [с], [з] от мягких, нужно поднимать переднюю часть спинки языка к резцам и выгибать язык, приближая его к небу.

Для отличия мягких пар согласных [к], [г], [х] кончик языка должен находиться около нижних зубов.

При переходе от звука [м] к [м’] кончик языка прижимается к нижним зубам, и производится изгиб, а также меняется напряжение губ.

Работая над звуковым вибрантом [р], стоит помнить, что при переходе к [р’] язык смещается вперед к резцам, а для [л] и [л’] – наоборот, назад.

Для коррекции дефекта смягчения рекомендуется использовать гласные [ы] и [и], чтобы укрепить понятия о твердости и мягкости, используя для этого сохранные согласные звуки, такие как [к], [в], [п], [б], и другие (данная методика менее эффективна для переднеязычных [т], [д], [н]).

Постановку звуков следует осуществлять, учитывая:

  1. Правильно поставленные звуки, основываясь на верном артикуляционном укладе;
  2. Сравнение звуков, между которыми наглядно видно различие между парными мягкими и твердыми звуками.

Согласные [т], [д], [н] соответствуют обоим условиям.

Если удерживать два пальца (средний и указательный) на языке, можно тактильно почувствовать изменение напряжения. Эта работа должна помочь сформировать у ребенка кинестетическое восприятие напряжения и расслабления языка, что упростит аналогичной работы с другими звуками.

  • По подражанию и демонстрации артикуляции;
  • В слоге с помощью гласных [и]-[ы];
  • С механической помощью;
  • Используя временные варианты (для звуков [л], [л’]).

Метод подражания предполагает слуховое восприятие мягких или твердых звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем.

Важно объяснить ребенку, что при произнесении твердых звуков язык принимает плоскую форму (показать), а при произнесении мягких звуков язык упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к небесной плоскости. С губными звуками также наблюдается это отличие, но за закрытыми губами.

— Ведение к заднеязычным [к], [г], [х] осуществляется от базовых слогов: [к] – «та-тя-кя-ка», [г] – «да-дя-гя-га», [х] – «са-ся-хя-ха». В момент произнесения слога логопед потихоньку отодвигает язык назад, вглубь рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги.

— С механической помощью на начальном этапе можно получить [л’] с сильно изогнутой спинкой языка, при этом следует удерживать кончик языка внизу с помощью шпателя. Важно следить за тем, чтобы кончик языка упирался в нижние резцы, а передняя часть спинки формировала смычку с альвеолами.

— Твердый звук [л] формируется от межзубных гласных [а] или [ы], предварительно уточнив артикуляцию: «а-л», «мал», «дал»; «ы-л», «мыл».

После точного разделения твердого и мягкого звука можно перейти от нижней артикуляции [л] к более удобной верхней, сохраняя необходимый подъем спинки языка и значительную площадь её соприкосновения с небом.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей

Наша деятельность является творческой. Коллектив несет ответственность друг за друга, а мы, в свою очередь, отвечаем за наш коллектив. Мы работаем как воспитатели в детских садах.

Мастер-класс для учителей-логопедов под названием «Применение мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». Актуальность применения мультимедийных методов в работе с детьми с особыми потребностями в обучении, их значение. Инновационные подходы специалистов.

Мастер-класс для логопедов. Логосказка под названием «Волшебный цветок». Практическая часть: Логосказка «Волшебный цветок». Цель: обобщить опыт работы с логосказкой для педагогов.

Мастер-класс в рамках районного методического объединения учителей-логопедов «Сказкотерапия в практике логопедов». За последние годы фиксируется постоянный рост речевых нарушений у детей. Причем характер этих нарушений становится более сложным и разнообразным.

Консультация для логопедов «Методы, способствующие речевому развитию ребенка». Технологии, способствующие развитию речи, основаны на игровых подходах. Игровая форма позволяет наиболее эффективно передавать информацию ребенку.

  • Консультации для родителей;
  • Консультации логопеда для родителей;
  • Логопедия: работа логопеда;
  • Темы для обсуждения.

Как устранить смягчение согласных звуков у детей с дизартрией

Дефект смягчения — это устойчивые и повторяющиеся замены мягких согласных на соответствующие твердые и наоборот. Ошибки, связанные со смягчением и твердостью, часто наблюдаются у людей с возрастным косноязычием, дислалией, дизартрией и тугоухостью. В процессе диагностики проводится оценка слуха, анализ строения и подвижности артикуляционного аппарата, произношения звуков и слуховой дифференцировки. Методика логопедической работы варьируется в зависимости от типа и причины дефекта и включает в себя формирование правильных артикуляционных укладов, развитие фонематических процессов и отработку различия между твердыми и мягкими фонемами.

  • Замена мягких согласных твердыми. Это проявляется при недостатке изгиба и сближения спинки языка с небом, а также при тугоухости и незрелом фонематическом слухе (фонетико-фонематический дефект).
  • Замена твердых согласных на мягкие. Палетализация возникает из-за чрезмерного напряжения и повышенного подъема средней части спинки языка (фонетико-фонематический дефект).
  • Смешение твердых и мягких фонем. Это означает как правильное, так и неправильное употребление звуков в зависимости от их положения в слове. Наблюдается у детей с ослабленным слухом и недостаточно развитой слуховой дифференциацией (фонематический дефект).

К появлению дефекта смягчения способствуют незрелость фонематических процессов у ребенка, дефицит речевых кинестезий, ослабленный слух, а также анатомические изменения в органах артикуляции и изменения тонуса артикуляционных мышц. По психолого-педагогическим характеристикам эти дети относятся к группе с фонетическими и фонематическими недостатками.

Возрастные речевые недостатки

Смягчение согласных или замена мягких фонем на твердые считается нормой при физиологической дислалии. Каждому ребенку в процессе речевого развития свойственно проходить стадию возрастного косноязычия, что обусловлено недостаточной развитием движений органов артикуляции и фонематического слуха. Наиболее распространено смягченное произношение, но также может встречаться и недостаток твердости. Примерно к 4,5-5 годам, с улучшением фонетических и фонематических процессов, недостатки в произношении исчезают.

Дефекты смягчения актуальны для функционального (акустико-фонематического, артикуляторно-фонематического) и механического типов дислалии. К непосредственным факторам, способствующим этим нарушениям, относятся:

  • недостаточная акустическая дифференциация;
  • ослабление мышц языка;
  • гипоплазия неба.

Пониженный слух — это приобретенная или врожденная тугоухость у детей, мешающая им воспринимать речь окружающих и корректировать собственное звукопроизношение. У детей с нарушением слуха дефект смягчения часто сопровождается другими речевыми нарушениями, такими как истерика, ротацизм и парасигматизм. Также наблюдается монотонность и гнусавость голоса.

Логопедическая диагностика нацелена на выявление причины дефекта смягчения и определение других сопутствующих речевых нарушений, нуждающихся в коррекции. В зависимости от выявленных факторов ребенку может быть рекомендована консультация таких специалистов, как детский невролог, ортодонт или отоларинголог.

В ходе диагностики устной речи логопед-дефектолог изучает строение артикуляционного аппарата, подвижность губ и языка, способность удерживать и переключать артикуляционные уклады. Анализируется качество произношения и способность ребенка различать фонемы на слух. В итоге выявляются все имеющиеся недостатки речи, что помогает составить план для коррекционно-логопедической работы.

Ошибки в смягчении непременно сказываются на письме. В процессе обучения в школе дети с неустраненными такими проблемами могут столкнуться с акустической дисграфией. Поэтому логопедические занятия следует начинать в дошкольном возрасте. Индивидуальный план коррекции зависит от особенностей нарушения.

Подготовка органов артикуляции

Если нарушения связаны с повышенным мышечным тонусом спинки языка, первым шагом будет снятие напряжения его мышц. На начальном этапе применяется самомассаж губ — это артикуляционные движения, вызывающие эффект, схожий с массажем, что улучшает кровообращение в зоне речевых органов, расслабляющий массаж языка с акцентом на его среднюю часть.

Также проводится артикуляционная гимнастика с упражнениями «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Кошечка», «Пожуем грушу» — жевание медицинской спринцовки №1, поглаживание языка губами.

В случае смягчения и слабости мышц языка, логопед должен сосредоточиться на укреплении язычной мускулатуры. Это достигается с помощью активизирующего логопедического массажа и упражнений («Горка», «Катушка», покусывание языка зубами). В каждом случае внимание уделяется развитию мелкой моторики и речевого дыхания.

Дефект смягчения успешно корректируется с помощью пропевания и произношения звуков. Игровые занятия, например, «Эхо», где взрослый произносит слово, а ребенок повторяет звук, могут быть полезными. Примеры: был-бил, мыл-мил. Задания могут включать «Поможем Незнайке правильно выбрать слово», где нужно сопоставить слова по парам, угадать подходящее слово, например, «дыма — димка» или «выли — вили». Другие игры могут включать различие мягких и твердых звуков на слух и в произношении. Взрослый называет ряд слогов, а ребенок показывает соответствующий символ.

Различие между мягкими и твердыми согласными задерживает процесс обучения. Объясняется, в чем различие между твердыми и мягкими согласными, наглядно показываются важные характеристики звуков, а также используются парные картинки.

Упражнения для тренировки голоса. Например, стоя на плечах, при наклоне вперёд можно произносить звуки; в зависимости от позы меняется тон и тембр голоса. Через руки, поднятые над головой, производятся звуки различной тональности, обыгрывая летящие самолеты — с одним и тем же гудком, в зависимости от высоты. Упражнения могут включать произнесение на выдохе различных слов, фраз и поговорок, богатых гласными.

Выработка правильных артикуляционных укладов

Для постановки звуков используются методы подражания и объяснения, механические методы. Разные исследователи предлагают разнообразные последовательности голосов, которые следует обрабатывать при выявлении дефекта смягчения. Наиболее часто используется следующая схема: переднеязычные, губно-зубные, губные, свистящие, соноры. Упражнения могут быть разнообразными: «Обезьянка», «Накажем язык», «Лопатка» и заслушивание различных звуковых образов.

Рекомендации логопедов

Татьяна Борисовна Филичева, Марина Анатольевна Полякова, Ольга Владимировна Правдина и Фёдор Андреевич Рау советуют корректировать дефект смягчения с помощью гласных [Ы] и [И]. Существует множество методик для устранения данной проблемы, и для каждого ребенка важно подобрать свою индивидуальную методику.

Медицинские процедуры

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа сочетается с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным для детей. Во время занятия важно применять методы, которые вызывают у детей положительные эмоции, такие как похвала, одобрение и поощрение.

Дизартрические расстройства речи у детей раннего и дошкольного возраста

Дизартрия

Дизартрия (расстройство речедвижения) — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее из-за недостаточности иннервации речевой мускулатуры. Она представляет собой результат органического поражения центральной нервной системы, когда нарушается двигательную функцию речи. При дизартрии пострадает не программирование речевой высказывания, а моторная осуществимость речи.

Основные нарушения при дизартрии включают трудности с произношением звуков, проблемами с интонацией, а также нарушениями дыхания, голоса и моторики артикуляции. Речь становится неразборчивой, нечеткой и смазанной.

Ключевые нарушения (структура дефекта) при дизартрии:

Нарушенные тонусы артикуляционных мышц (мышц лица, языка, губ и мягкого неба) могут проявляться в виде спастичности, гипотонии или дистонии.

  1. Спастичность характеризуется повышением тонуса язычных, губных и лицевых мускул. При этом мышцы сильно напряжены. Язык выглядит как комок, оттянутый назад, спинка его изогнута и приподнята. При этом кончик языка может быть невидим. Сильно напряженная спинка языка, прижатая к твердому небу, способствует смягчению согласных (палатализация). Иногда язык может быть вытянут вперед. Повышение напряженности круговой мышцы рта может создать трудности с открыванием рта, а в некоторых случаях верхняя губа способна оставаться приоткрытой. Обычно это сопровождается повышенным выделением слюны (гиперсаливацией). Активность мышц иногда существенно ограничена.
  2. Гипотония — это снижение тонуса мышц. При гипотонии язык может быть тонким и распластанным; губы становятся вялыми и не могут плотно смыкаться. Это часто приводит к тому, что рот остается полуоткрытым, а также наблюдается гиперсаливация. Гипотония мягкого неба затрудняет подъем неба и его сомкновение с задней стенкой глотки, что приводит к выходу струи воздуха через нос. В результате голос звучит с носовым оттенком (назализация).
  • Дистония характеризуется изменчивостью мышечного тонуса. В покое тонус может быть низким, но при попытке говорить или в процессе речи он резко увеличивается. Это приводит к значительным искажениям в артикуляции.
  • Нарушение подвижности мышц, отвечающих за артикуляцию, является главным проявлением пареза этих мышц. Ограничения в движениях языка и губ приводят к искажению звукового воспроизведения. При проблемах с мышцами губ страдает как произношение гласных, так и согласных звуков, в целом ухудшая артикуляцию. Особенно заметны расстройства звукопроизношения при значительном ограничении движений языка.

    Степень нарушения мобильности артикуляционных мышц может варьироваться — от полной утраты способности до легкого ухудшения объема и амплитуды движений языка и губ. Прежде всего страдают самые тонкие и здраслевые движения, например, подъем языка.

    Специфические искажения звукопроизношения:

    • персистирующий характер нарушений, которые сложно преодолеть;
    • особые трудности в автоматизации звуков (для автоматизации требуется больше времени, чем при дислалии);
    • искажения наблюдаются как у согласных, так и у гласных звуков (упрощение или редукция гласных);
    • преобладание межзубного и бокового произношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ];
    • оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточной гласной составляющей);
    • смягчение твердых согласных (палатализация);
    • заметные нарушения звукопроизношения наблюдаются в потоке речи, при увеличении нагрузки на речь ощущается размытость звучания.

    В зависимости от особенностей всех дефектов звукопроизношения при дизартрии условно делят на антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). Наиболее распространенным нарушением звуковой структуры речи при дизартрии является искажение звукопроизношения.

    Нарушения процесса дыхания.

    У детей с дизартрией проблемы с дыханием возникают из-за недостаточной центральной регуляции. Дышать приходится неглубоко, нарушается ритм дыхательных циклов (увеличение частоты дыхания, когда ребенок говорит). Спонтанно идет нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностное дыхание и короткий слабый выдох). Толчки выдоха часто происходят через нос, даже при полуоткрытом рте. Эти дыхательные трудности особенно заметны при гиперкинетической дизартрии.

    Нарушения голоса.

    Проблемы с голосом связаны с изменением мышечного тонуса и ограничением движений в гортани, мягком нёбе, голосовых складках, языке и губах. Чаще всего наблюдается недостаток силы голоса (он становится тихим или слабыми). Также могут быть изменения в тембре голоса (глухой, назализованный, сжатый, хрипловатый) и различные варианты нарушений типичны для разных форм дизартрии.

    Нарушения просодики (мелодические и ритмические характеристики речи).

    Расстройства мелодики и интонации считаются одними из наиболее устойчивых признаков дизартрии. Они существенно влияют на ясность и эмоциональную выразительность речи. Наблюдается либо слабая выраженность, либо отсутствие изменения высоты тона — голос становится монотонным и лишенным модуляции.

    Замедление темпа речи, хотя в редких случаях может наблюдаться его ускорение. Иногда речь бывает ритмически негладкой, с избыточным количеством акцентов.

    Недостаток кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.

    У детей с дизартрией не только объем артикуляционных движений ограничен, но также ослаблены кинестетические ощущения артикуляционных поз и движений.

    Вегетативные расстройства.

    Частой реакцией вегетативной системы при дизартрии является гиперсаливация. Увеличенное слюноотделение связано с ограничением движений языка, проблемами с глотанием и парезом губ. Это состояние усугубляется недостатком кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не ощущает, когда слюна вытекает) и снижением уровня самоконтроля.

    Гиперсаливация может иметь разную степень выраженности, от постоянной до проявляющейся в определенных ситуациях. Даже незначительная гиперсаливация (например, увлажнение уголков губ во время речи, небольшие подтекания слюны) указывает на наличие неврологических симптомов.

    Среди других вегетативных расстройств могут встречаться покраснение или бледность кожи, а также усиленное потоотделение во время разговорной практики.

    Проблемы с процессом питания.

    У детей с дизартрией часто возникают трудности с жеванием твердой пищи, в тяжелых случаях оно может быть вообще отсутствующим. Зачастую наблюдаются аспирации во время глотания, а также трудности при питье из чашки. Иногда происходит нарушение координации между дыханием и глотанием.

    Наличие синкинезий.

    Синкинезии – это непроизвольные движения, которые происходят параллельно произвольным артикуляционным манипуляциям (например, дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы при попытке поднять язык). Оральные синкинезии могут проявляться в открывании рта при любых произвольных попытках говорить.

    Увеличение глоточного (рвотного) рефлекса.

    Нарушение координации движений (атаксия).

    Атаксия проявляется в дисметрии и асинергичности движений, а В скандировании ритма речи. Дисметрия выражается в неточности и несоразмерности произвольных артикуляционных движений, чаще всего это гиперметрия — когда движения становятся чрезмерно широкими и замедленными. Иногда наблюдаются нарушения координации дыхания, голосообразования и артикуляционных движений (асинергия). Атаксия является характерной для атактической дизартрии.

    Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре

    Гиперкинезы являются непроизвольными, нерегулярными и насильственными движениями, которые могут проявляться в устных мышцах (в частности, в языке и лице) при гиперкинетической дизартрии.

    Тремор – это дрожание языка (чаще всего выраженное во время конкретных движений). Тремор языка отчетливо проявляется при атактической дизартрии.

    Из книги Приходько О. Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста».

    Оцените статью
    Нейроэксперт - клиника доказательной медицины | Статьи
    Добавить комментарий