Шум и громкие звуки могут вызывать раздражение из-за природной реакции организма на потенциальные угрозы. Человеческий мозг отзывается на резкие и громкие звуки, активируя центры стресса, что приводит к повышению уровня тревожности и раздражительности. Это может быть связано с эволюционными механизмами, когда шум мог сигнализировать о наличии хищника или другой опасной ситуации.
Кроме того, постоянный шум может негативно воздействовать на уровень концентрации и качество сна, что также усиливает эмоциональное напряжение. В условиях современного города, где шум — неотъемлемая часть жизни, чувствительность к громким звукам может накапливаться, что приводит к злобе и раздражению в повседневной жизни.
Как раздражает твое дыхание! Мизофония: что это, почему не удается найти лекарство и как преодолеть эту проблему
Многим из нас не по душе некоторые звуковые эффекты — например, скрежет мелка по доске или частое шмыгание носом. Но для большинства это просто незначительные раздражающие моменты, которые не портят жизнь. Однако для людей, страдающих мизофонией — неврологическим расстройством, при котором специфические звуки вызывают выраженное негативное эмоциональное восприятие, — жить становится весьма тяжело. Лиза Мороз делится своим опытом и описывает, как она и другие люди с подобной проблемой находят способы справиться с этим состоянием.
Представьте себе: рядом с вами сидит человек, откусывающий сэндвич.
Вы слышите, как его челюстные суставы щелкают, губы причмокивают, а еда превращается в мягкую массу
Теперь представьте, что эти звуки усиливаются до предела, словно вы слушаете ASMR-видео в наушниках с высоким шумоподавлением. Что вы чувствуете?
Некоторые люди могут не испытывать к подобным звукам никаких эмоций. Возможно, кто-то лишь поморщится, думая о том, что происходит во рту едока. Но есть те, кто даже в отсутствие громкости ощущают тревогу, раздражение или отвращение — их называют мизофониками, а их состояние — мизофонией.

Это расстройство не имеет официального признания в современных классификациях психических заболеваний. Специалисты не пришли к единому мнению, следует ли его рассматривать как отдельный диагноз либо как симптом более общего состояния, например, сенсорной гиперчувствительности. Возможно, это просто один из видов обсессивно-компульсивного расстройства.
Важно понимать, что это не просто нарушение слуха, как гиперакузия или тиннитус. Хотя мизофония может сопутствовать различным физиологическим нарушениям, чаще всего люди с этой проблемой обращаются к неврологам и психиатрам, а не к оториноларингологам.
Сексуальные звуки, мотоциклы и ветер
У всех нас есть звуки, которые мы терпеть не можем. Исследование, проведенное Эриком Вершутеном в бельгийской Лаборатории слуховой нейрофизиологии, показало, что наименее приятными воспринимаются шумы в высокочастотном диапазоне от 1500 до 5000 Гц. Именно поэтому большинство из нас ненавидит звук пенопласта, проводимого по стеклу, или визг микрофона.
Рэндольф Блейк из Университета Вандербильта (Теннесси), пытаясь понять, почему некоторых людей выводит из себя скрип ногтей о доску, предположил, что такая реакция возникла у наших предков в ходе эволюции как механизм защиты от хищников. Это предположение основано на сравнении ненавистного звука с предупредительным криком шимпанзе.
Я тоже не переношу звук мелка о доску, но помимо этого обычного раздражителя, у меня есть свои триггеры — сексуальные звуки, свист ветра, проходящий через стеклопакеты, дыхание моей мамы и рев мотоциклов
Если храп меня просто отвлекает, то остальные звуки способны довести меня до бешенства. Мои друзья никогда не считали это болезнью и обычно шутили: «Забавно!» Иногда же я испытывала страх, ведь так мощно реагировать просто невозможно.
То раз, пробив локтем тонкий гипсокартон, отделявший мою спальню от соседа, который шесть часов занимался сексом, я оправдывала свои действия, мол, любой в такой ситуации поступил бы точно так же. Однако вместо желаемого успокоения я просто получила большой синяк на руке.
Более того, меня даже пугает мысль о том, что я могу стать свидетелем чьей-то интимной жизни. Это приносит мне тревогу, учащает сердцебиение, я стремлюсь удалиться от места возможного соития. Но действия в личной жизни не вызывают у меня подобного раздражения.
Каждый раз, когда я слышу рев мотоцикла, мчащегося от меня на скорости, я напрягаюсь и представляю, как подхожу к водителю и даю ему в лицо. Если такой лихач проезжает под моими окнами, то я превращаюсь в настоящую фурию: ругаюсь, кричу в подушку, могу даже проклясть его.
Да, такие реакции иногда кажутся мне слишком сильными, но настоящий страх я испытала, когда раздражение вызвало дыхание моей мамы. Сначала я пробовала адаптироваться под ее ритм, чтобы не злиться, а потом просто вышла из комнаты — не хотела срываться на любимом человеке.
Когда я узнала о мизофонии, мне стало легче. Осознать, что с тобой не все в порядке и что ты не одинок со своими чувствами — это уже много. В итоге я смогла принять себя, включая все свои особенности.
Что испытывает чувствительный к звукам человек при громком шуме
Он постепенно становится интровертированным, отстранённым и раздражительным. Убегает в свою оболочку от резких звуков, которые причиняют ему дискомфорт. Мучительное восприятие громких звуков, как острое ощущение при расчесывании кожи в одном месте. В данном случае «чешут» его мозг.
Сложно сосредоточиться на важных задачах. В голове постоянно крутится что-то, что невозможно убрать. Мышцы напряжены, и подергивания не покидают.
Не удается просто не замечать резкие звуки — это требует настоящих усилий. Необходимо изменить внутреннее состояние, чтобы достичь комфортного ощущения, которое убережет от стресса.
Почему громкие звуки вызывают раздражение
Люди, чувствительные к звукам, часто находят удовольствие в звуковых явлениях. И это касается не только музыки. Если человек чувствителен к окружающим звукам, как правило, он Восприимчив к разным словам и смыслам, которые скрываются за ними. Их интересует познание, изучение причин, осмыслению окружающего мира и пониманию самих себя. Им важно обращать внимание на звуки вокруг себя.
И так они осознают смысл явлений нашего мира.

Шумы сбивают с толку, отвлекают от своих мыслей, мешают удовлетворить потребность в познании и приводят к физическому дискомфорту. Чтобы избежать этого, они на уровне подсознания уединяются, теряются в своих размышлениях. В таком состоянии трудно вернуться к реальности и отвлечься от потока своих мыслей. Им невозможно абстрагироваться от звуков.
Но стоит удовлетворить свои умственные нужды и действительно понять хотя бы часть нашей реальности — как все негативные звуки отоходят на второй план. Они уже не мешают выполнению задачи.
Это говорит о том, что не каждый чувствительный к звукам человек страдает из-за окружающего шума. Его реакция прямо зависит от его способности понимать мир вокруг, осознавать его или, наоборот, только пытаться безуспешно.
Если человек с повышенной чувствительностью не находит смысла в окружающей действительности, он остро реагирует даже на самые незначительные шумы в идеальной тишине. Ему недостават осмысленности и понимания мира. Его внутренние потребности не удовлетворены, и он теряет устойчивость к звукам. Либо он вообще не активирует сознание, либо метается между кусочками пищи для размышлений, но так и не может заглянуть в суть вещей.
Чем меньше знаний, идей и смыслов он обнаруживает, тем больше его бесит звук.
А что насчет шумных соседей — это тоже мизофония?
В одном из исследований 59% людей с мизофонией отметили, что их особенно беспокоит звук соседей. Однако группа ученых из Амстердама считает, что если человека беспокоят только звуки соседей, то мизофония не будет диагнозом, даже если он проявляет такое же поведение и эмоции.
Чтоб установить диагноз клинической мизофонии, требуется соответствие нескольким параметрам (для этого существуют специализированные диагностические инструменты). Риск ошибочного диагноза основывается на триггере «соседей». Например, более 8% населения Нидерландов отметили, что в течение последнего года звуки соседей вызывали у них серьёзный дискомфорт, а 29% — незначительные или умеренные неудобства. Множество людей также испытывает дискомфорт от звука дорожного движения. Ученые предлагают рассматривать такие реакции как признаки чувствительности к звуку или сенсорной гиперчувствительности, которые могут встречаться у обычных людей.
Не лечение, а стратегии преодоления
Самый распространённый вопрос для многих с мизофонией — как избавиться от этого состояния? Первое, что приходит в голову — уйти от шума или заглушить его с помощью музыки, наушников, беруш, устройства для генерации белого шума и других технологий. Люди с мизофонией начинают искать способы, чтобы максимально эффективно заглушить звук и создать необходимую тишину.
Однако, на самом деле, все эти методы являются частью копинг-стратегий — методов совладания, которые помогают скрыть нежелательный звук и уменьшить негативные эмоции.
К числу таких стратегий относятся:
– отказ от ситуаций, где могут встретиться триггеры, например, избегание посещения кафе и ресторанов или кинотеатров;
– бегство от триггеров, например, выход из помещения;
– желание прекратить триггеры — угрюмый взгляд на источника звука, ругань с соседями или высказывание недовольства;
– имитация или повторение триггеров, например, начинать есть яблоко в ответ.
Мизофония: способы справиться с раздражающими звуками
В одном из исследований сами страдающие мисофонией отметили, что для того, чтобы справиться с реакцией на звуковые триггеры, они чаще всего прибегают к прослушиванию музыки (99%) и стараются покинуть источник раздражения (99%). Можно также заметить, что многие применяют стратегию воспроизводства звуков, похожих на триггерные, такие как жевание или набор текста, что практикуется 86% и 77% респондентов соответственно. Более того, 86% участников использовали беруши, и большую часть из них (73%) использовали их в течение предыдущей недели.
В чём заключается проблема?
Мисофоны прибегают к использованию наушников, берушей и других звукоизолирующих устройств с надеждой уменьшить симптомы их расстройства или даже полностью избавиться от него. Однако, исследования показывают, что чрезмерное применение этих копинг-стратегий может усугублять само расстройство.
Хотя такие стратегии помогают снизить реакции на звуковые триггеры, они могут привести к зависимости от письменных шумов, затмевающих раздражители, а также к формированию устойчивых паттернов поведения. В случаях, когда фоновый шум недоступен, человек может впадать в панику. Всё это указывает на то, что использование шумов является проявлением реакции «бей или беги» — в данной ситуации это «бегство» от неблагоприятной ситуации, что может усугублять симптомы мисофонии в долгосрочной перспективе.
Как в случае с фобиями, уклонение от триггеров лишь усиливает саму проблему и способствует замкнутому кругу. Например, во время прослушивания музыки у людей с мисофонией может возникать негативный внутренний диалог, который приводит к избеганию социальных ситуаций. Человек может убеждать себя в том, что данная ситуация неприемлема и стараться избегать её. Психолог Эдмунд Борн подчеркивает, что постоянное избегание лишь подтверждает, что эта ситуация действительно неприятна. В результате тревожный внутренний монолог приводит к уклонению, что, в свою очередь, порождает новые циклы тревожных мыслей и фокусировки на звуках, и этот порочный круг продолжается:

Что насчет фонового или цветного шума?
Цветной шум выполняет схожую функцию с бегством от звуковых раздражителей и больше относится к алгоритму терапии и стратегиям совладания, нежели к полноценному терапевтическому подходу. Научные исследования, подтверждающие терапевтические свойства цветного шума в контексте мисофонии, пока не проводились, как и рандомизированные клинические испытания на основе подобной звуковой терапии.
Могут ли наушники и цветной шум ухудшить состояние — и что с этим делать?
Исходя из этого, технические устройства, которые страдающие мисофонией используют как меры избегания или стратегии совладания, могут применяться в двух случаях:
- в тех ситуациях, когда необходимо немедленно снизить уровень реакции на крайне негативный звук, и человек не имеет возможности оставить место, где находится раздражитель: если наушники позволяют избежать стресса в трудной ситуации – их использование оправдано;
- в комбинировании прослушивания цветного шума или музыки с экспозицией к триггерным звукам или участием в триггерных ситуациях, что может быть частью экспозиционной терапии в рамках когнитивно-поведенческого лечения – в таком случае данный алгоритм выступает в роли подготовительного этапа терапии.
Лечение мисофонии – это путь с подъемами и спадами
Подводя итоги, можно было бы ожидать в заключительных параграфах вдохновляющую историю успеха, как, поняв все вышеизложенное и отказавшись от постоянного использования наушников, я смогла избавиться от мисофонии за один день. В июле этого года я решила попробовать проехать 2,5 часа в переполненной московской электричке без наушников. И мне это удалось. Сначала в одну сторону, а потом и обратно.
Наушники остались при мне – на всякий случай, если реакция будет слишком сильной и я смогу «избежать» ситуации с помощью музыки. Это был осознанный подход к экспозиции в контексте когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), который является единственным форматом терапии мисофонии, проходившим рандомизированные контролируемые испытания (РКИ). С тех пор я не использовала наушники в общественном транспорте и больше не ношу их с собой.
Можно ли считать, что я полностью избавилась от мисофонии, просто перестав использовать наушники? Это утверждение было бы неверным – когнитивно-поведенческая терапия включает в себя не только экспозицию, но и множество других аспектов, над которыми необходимо работать в течение месяцев и недель. Эти упражнения требуют дисциплины и настойчивости, и в ходе программы могут происходить как улучшения, так и ухудшения. Важно понимать, что доступные в настоящее время терапевтические протоколы могут существенно облегчить симптомы расстройства, но его легкая форма может оставаться. Степень реакции на триггер может варьироваться в зависимости от уровня стресса, наличия других расстройств, таких как депрессия, и различных жизненных обстоятельств.
Тем не менее, я начала КПТ с 55 баллами по шкале беспокойства MisoQuest (61 балл представляет собой клинический порог в этом инструменте диагностики). В настоящее время мой средний результат составляет 26 баллов – не более, чем у людей, которых могут раздражать соседи. Этот результат нестабилен – иногда меня все еще раздражают некоторые звуки, как это было и раньше, однако понимание своего расстройства позволяет мне лучше контролировать свои реакции. И да, я позволяю соседям наслаждаться жизнью.
Почему нас раздражают те или иные звуки
На вкус и цвет различие не только среди конфет и фломастеров, но и звуки могут различаться по воздействию на каждого человека. Каждое ухо воспринимает звуки по-своему, и то, что одно ухо воспринимает как приятное, для другого может быть совершенно невыносимым. Тем не менее, звуки, вызывающие дискомфорт у большинства людей (шарканье ног, чавканье, скрежет по стеклу, храп или соседский перфоратор), имеют свои корни.
Во-первых, это обусловлено физиологией. В нашем внутреннем ухе находятся чувствительные клетки, отвечающие за восприятие звуковых раздражителей. Из-за анатомической структуры внутреннего уха эти клетки особенно остро реагируют на звуки высокой частоты, доводя их до уровня, который становится невыносимым для человеческого слуха.
Научные исследования показали, что наибольшую реакцию вызывает звуковой диапазон от 2000 до 5000 Герц. В этом диапазоне находятся такие незаслуженно популярные звуки, как скрип по пенопласту, повреждение посуды или громкие крики. Наша повышенная реакция на звуки данной частоты является результатом эволюционного процесса. Слух был необходим первобытному человеку для выявления угроз в кратчайшие сроки, чем другие органы чувств. Поэтому и в современном мире реакция на звуки, напоминающие крики хищников или звук их когтей, вызывало неприятные эмоции даже в те времена, когда самым опасным предметом поблизости мог стать робот-пылесос.
Негативная реакция и стремление укрыться от звуков в диапазоне 2000-5000 Герц являются отголосками нашего первобытного инстинкта самосохранения. Они продолжают проявляться так или иначе, ведь даже если мы, как современные люди, уверены, что смогли подчинить природу, для эволюции прошедший период времени, когда человек стал независимым от дикой природы, является лишь мгновением. Аудиовоспоминания всё еще свежи.
Учёные провели интересный эксперимент связанный с раздражающими звуками: они собрали две группы испытуемых и включили одну и ту же запись скрежета ногтей по меловой доске. Одна группа просто прослушивала данный звук, тогда как вторая группа получила информацию, что это новая экспериментальная музыкальная композиция. И что же вы думаете?
Физиологическая реакция была аналогичной в обеих группах. Однако у второй группы, которой было сообщено о том, что звук является концептуальным, снижалась степень раздражительности после прослушивания!
Это свидетельствует о том, что современные люди благодаря развитию своей психики и нервной системы способны контролировать свои чувства, даже когда речь идет о тех звуках, которые вызывают у них дискомфорт уже на инстинктивном уровне. Мы, редакция людей с высоко чувствительными ушками, с этим не согласны. Культура — это культура, но скренжеты по меловой доске остаются, мягко говоря, неприятными. Хотя подобные звуковые эксперименты породили отдельный музыкальный жанр – нойз.
Что такое мисофония
Гиперакузия — это заболевание, касающееся органа слуха, которое влияет на восприятие звуковых волн. Мисофония же, являющаяся неврологическим расстройством, формирует измененное отношение к определённым звукам.
Мисофонию также называют селективной звуковой чувствительностью. У людей, страдающих этой болезнью, например, звук скрипа ногтей о стекло вызывает не просто дискомфорт, а мощный шквал эмоций — от тревоги до сильной ярости или даже панических атак. Название расстройства переводится как «ненависть к звукам».
Данные заболевания все еще недостаточно хорошо изучены, поэтому существует множество гипотез о причинах их возникновения и методах лечения. Одним из возможных объяснений является то, что мисофония может являться реакцией на предыдущий негативный опыт, связанный с определёнными звуками. В таком случае звуковые триггеры способны вызвать непропорциональную реакцию: звук жевания может вызвать всплеск ярости, а крики ребенка — панику и тому подобное. Мисофония может также быть связана с посттравматическим стрессовым расстройством, при этом истинный источник страха мог быть забыт.
Кроме того, мисофония может быть признаком более обширной патологии — некоторые исследования пытались связать её с обсессивно-компульсивными расстройствами, рассматривая возможную связь с одним из видов ОКР.
Существует также интересная гипотеза о том, что мисофония может быть связана с анатомическими аномалиями мозга, вызванными необычными соединениями между слуховой корой, отвечающей за обработку звука, и лимбической системой, играющей ключевую роль в формировании эмоциональных реакций.
Для проверки этой теории участникам с мисофонией предлагали слушать разные звуки: нейтральные, например, звук дождя, звучащие неприятно (крики), и звуки, которые участники исследуемой группы находили дискомфортными (скрип пакета, гул метро и т. д.). В процессе проведения эксперимента использовали томографию мозга.
Мисофония в культурном контексте
Исследование продемонстрировало, что у людей, страдающих мисофонией, наблюдается аномалия в островковой доле коры головного мозга. Эта область мозга, отвечающая за связь между физическими ощущениями и эмоциями, функционирует иначе. Звуки, которые выступают в роли триггеров, провоцируют чрезмерные эмоциональные реакции, приводя к «перегрузке». По данной теории существует вероятность наследственной передачи мисофонии.
Культура
Неприятные звуки представляют собой любопытный культурный феномен.
К примеру, звук, который может вызывать раздражение в повседневной жизни, способен вызвать совершенно иные эмоции в контексте экспериментальной джазовой композиции или на концерте современной академической музыки.
Существуют и аналогичные эксперименты. Две группы слушателей получили шанс насладиться одинаковыми звуками скрипа мела по доске. Первой группе озвучили, что они слышат, а второй сообщили, что это часть музыкального произведения. Физиологическая реакция на все звуки была схожа, однако самооценка участников опыта варьировалась — те, кто слышал это как музыку, оценили свои впечатления гораздо выше.
«Нойз» является одним из направлений индустриальной музыки и часто встречается в других музыкальных стилях. Шум, по своему определению, это звук, который вызывает нежелательные или негативные ассоциации. Таким образом, присутствие шума в музыкальном произведении представляет собой как наследие промышленной революции, так и культурный вызов, а также «очищенное звучание» — первичные звуки, существующие за пределами традиционных «академических» гармоний.







